Коткова Алёна Александровна

Создано: 02.11.2018, обновлено: 08.01.2021

ФИО Коткова Алёна Александровна
Занимаемая должность воспитатель 1 ст, воспитатель 0,35 ст
Уровень образования Среднее специальное

Саянское медицинское училище,1993

Заочное Иркутский педколледж

Квалификация медицинская сестра
Наименование направления подготовки и (или) специальности
Ученая степень (при наличии) нет
Ученое звание (при наличии) нет
Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка 2014 г. ОГАОУ ДПО Иркутский ИПКРО
1)ОГАУО ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» 2014 год . Тема «Психологическое сопровождение процесса воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении» (в условиях реализации ФГОС ДО)
2) ОГАУО ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» 2014 год . По программе «Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания и развития одаренных, способных и талантливых детей»
3) ОГАУО ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» 2014 год . По программе «Использование информационных технологий в педагогической деятельности»
Общий стаж работы 22
Стаж работы по специальности 6,9
Учебная нагрузка 36 +12,6
Квалификационная категория
Аттестация, тема по самообразованию Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста.

 

Сведения о воспитателе

Мои достижения

Самопрезентация профессиональной деятельности

Открытые просмотры НОД:

Математика-младшая группа,2013 год

Волшебница-вода- младшая группа,2015 год.

Выступления на педсоветах:

«Роль подвижных игр в развитии детей»-2013-2014 г.

«Пальчиковая гимнастика»-2014-2015 г.

Презентация опыта работы по теме:«Современный подход в работе с родителями» 2014 г

Выступление на районном педагогическом чтении.

Мастер-класс: « Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий» 2015 г.

Тема по самообразованию

«Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста».

Я- счастливый человек!

Счастливый потому что нашла
своё призвание,
люблю свою профессию.
Счастлива, что на моём жизненном пути
всегда были люди, которые поверили
в меня как педагога.

Я благодарна своим коллегам,
а также своей семье
за подержку,
за терпение

Работая в детском саду я убедилась в том, что каждый ребёнок от рождения талантлив, добр и надо сделать так, чтобы ребёнок чувствовал себя везде комфортно, уютно, защищено.

Мир детства- это мир воспитателя!

Какой воспитатель — такие и дети…

Всегда быть с детьми.

Творчество, талант и труд воспитателя не подведут.

Быть здоровым!

Детям — самостоятельность

Сказкотерапия: используется для психотерапевтической и развивающей работы, сказку могут рассказывать дети или читать взрослый.

Личностные ценности:

— ответственность,

— целеустремленность,

— порядочность,

— добросовестность.

 

Воспитатель- это я.

Воспитатели – вы коллеги мои

Воспитатели – лучшие люди страны!

Современный подход к работе с родителями

Главная задача- повышение уровня воспитательных умений родителей

Принципы построения

регионализации;

интеграции образовательных областей;

системности;

доступности;

преемственности;

непрерывности;

гуманизма.

Основные блоки работы

1.Предполагаемая совместная деятельность взрослых и детей.

2.Предполагаемая самостоятельная деятельность детей.

3.Взаимодействие с родителями в рамках реализации основной и региональной общеобразовательной программы ДОУ.

Виды взросло-детской (партнерской) деятельности

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Продуктивная

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально-художественная

Формы взаимодействия с семьей и социумом

— Экскурсии, тематические походы

— Театрализованные представления, инсценировки

— Познавательно-литературные викторины, конкурсы

— Обеспечение условий для развития интереса к истории и культуре города

— Творческая деятельность

Праздники

Очень весело у нас…

Праздник матери.

Наши будни…

Со спортом дружить – здоровым быть!

Экспериментирование «Тучки и дождик»

Экспериментирование «Тучки и дождик» в 1 младшей группе с использованием компьютерных технологий. Коткова А.А.

Цель: познакомить с причиной возникновения дождя, помочь детям, в ходе экспериментирования, понять, почему бывает дождик слабый и сильный. Задачи: Формировать у детей познавательный интерес к природе; развивать интерес к экспериментированию, наблюдательность, наглядно – действенное мышление, слуховое восприятие, творчество детей; умение различать по звуку сильный и слабый дождь; воспитывать у детей положительное отношение к сотрудничеству со взрослым и сверстниками, к результату своей деятельности; способствовать созданию у детей позитивного эмоционального настроя; активизировать словарь детей: тучка, капелька, сильный, слабый.

Материал: презентация «Сказка, про весёлую капельку», видеоролик «Послушай дождь»; губка синего цвета в форме тучек на каждого ребёнка; вода в пластиковых стаканчиках (по два стаканчика на ребёнка (в одном стаканчике немного воды, в другом половина стакана) ; пластиковые тарелочки на каждого ребёнка; тканевые салфетки на каждого ребёнка; лист бумаги (на листе наклеена тучка, маленькие комочки пластилина синего цвета (на каждого ребёнка).

Ход занятия: Звучит фрагмент детской песенки «Тучка», дети танцуют. Воспитатель спрашивает:

— Про что эта песенка? Про тучку. Да про тучку, которая заплакала и дождиком закапала.

— Так откуда идёт дождик? Правильно! Из тучки.

Стук в дверь: входит зайчик с тучками в корзинке.

Зайчик:

— Ребята, здравствуйте, посмотрите, сколько у меня «тучек»! Мне так хочется, чтобы пошёл дождик, а его всё нет и нет. Давайте вместе сделаем дождик! Разбирайте «тучки».Дети берут «тучки» и за зайчиком сжимают каждый свою тучку. Зайчик разочаровано:

— Почему же из наших тучек не идёт дождик?

Воспитатель:

— Ребята, как вы думаете, почему из ваших тучек не идёт дождик?

— Да, в тучке нет воды. Наши тучки сухие. В тучке нет капелек воды, поэтому дождик не идёт. А вот как появляются капельки дождя в тучке, я вам сейчас расскажу и покажу.

«Сказка, про весёлую капельку» (показ презентации) : Жила – была в речке весёлая капелька со своими подружками, такими же капельками. Весь день они плескались, веселились в речке. Но однажды выглянуло солнышко и пригрело капельку. Капелька стала лёгкой, лёгкой и стала подниматься вверх. А за ней и другие капельки становились лёгкими и тоже поднимались вверх. Поднималась, поднималась капелька вверх, пока не оказалась на облачке. Посмотрела капелька, а её подружки тоже здесь, на облачке. А когда капелек на облачке стало много-много, облачко превратилось в тучку. Тучка стала тяжёлой и уже не могла держать капельки. Капельки стали падать. Пошёл дождик. Капельки падали на землю, в траву, в речку …Весёлая капелька и её подружки капельки опять оказалась в речке.

— Понравилась сказка. А про кого эта сказка? Про весёлую капельку!

— А вы знаете, что дождик бывает разный? Дождик может быть сильным и слабым. Когда идёт сильный дождь — капелек много и капают они быстро – кап – кап — кап. А когда идёт слабый дождь, капелек мало и капают они не так быстро – кап — — — кап — — — кап. Давайте с вами поиграем! Послушайте и скажите, какой идёт дождь.(видеоролик «Послушай дождь») Звучит звукозапись сильного и слабого дождя. Дети слушают и называют, какой идёт дождик, после прослушивания смотрят анимационную картинку (сильный и слабый дождь) .

— Ребята, а в наших тучках нет таких капелек. Давайте, поможем тучкам, сделаем так, чтобы в тучках появились капельки и пошёл дождь. Присаживайтесь за столы и будем делать дождик.

— Положите свою тучку в тарелочку и посмотрите, что у вас в стаканчиках? Да, вода. В одном стаканчике сколько воды? Мало. А в другом стаканчике? Много.

— Возьмите стаканчик, в котором мало водички и вылейте её на тучку. А теперь приподнимите тучку. Какой дождик у нас идёт из тучек? Да, слабый, маленький дождик. Как он капает?

— Кап — — — кап — — — кап — — — кап…. Так капает слабый дождик.

— А теперь, давайте сделаем сильный дождь. Положите тучку опять в тарелочку и возьмите стаканчик, в котором много воды. Вылейте воду на тучку и приподнимите тучку. Какой дождь идёт, теперь из тучки? Сильный, большой. Как он капает?

— Кап – кап – кап – кап. Капельки капают быстро, быстро.

— Когда в тучке собирается много капелек воды, вместе, тучка не может удержать их, и поэтому идёт дождь. А теперь давайте поиграем.

Физминутка: (воспитатель – тучка, дети – дождинки)

Тучка в небе поиграла, (прыжки на месте)

Все дождинки растеряла. (бег врассыпную)

— Дождик, дождик, отзовись! (повороты влево – вправо)

Ты ко мне скорей вернись! (возвращаются к воспитателю, становятся в круг)

Будем вместе мы играть, (ходят по кругу, взявшись за руки)

Нашу землю поливать. (приседают, стучат по полу пальцами: кап – кап)

— Ребята, посмотрите, какая у нас здесь тучка (показывает на большом листе бумаги приклеенную тучку, а дождик из неё не идёт. Давайте поможем тучке, сделаем для неё дождик!

— Но сначала мы с вами поиграем с пальчиками, чтобы они нам хорошо помогали.

Пальчиковая гимнастика:

Дождик песенку поёт: (стучат пальчиками по столу)

Кап – кап – кап — кап

Только кто её поймёт – (продолжают стучать пальчиками по столу)

Кап – кап – кап — кап?

Не поймём ни ты, ни я, (показывают на детей и на себя)

Но зато поймёт земля, (поглаживают по столу)

И весенняя листва, (руки поднимают вверх и шевелят пальчиками)

И зелёная трава. (шевелят пальчиками)

— Посмотрите, какого цвета комочки пластилина? Синего. Правильно, пластилин синего цвета, как и тучка. На что похожи шарики пластилина? На капельки. Возьмите по одной капельке и приклейте их, как я. Какой дождик у нас получился? Сильный или слабый? Да, слабый, маленький.

— Возьмите ещё капельки и приклейте их. Дети приклеивают капельки. А теперь, какой стал дождик? Сильный или слабый? Сильный.

Итог: Какие вы молодцы, помогли тучке, приклеили для неё капельки, и наша тучка стала весёлой. А, что ещё мы с вами делали? Посмотрели сказку про … (весёлую капельку? ). Делали дождик слабый и сильный.

Игровая деятельность с элементами экспериментирования

Игровая деятельность с элементами экспериментирования во второй младшей группе «Мыльные пузыри». Воспитатель: Коткова А.А.

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности;

Задачи:

Дать детям представления о том, что воздух находится в разных предметах (губка, резиновые игрушки). Познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, проверить это с помощью опыта . Продолжать формировать представления детей о том, что вода может менять свой цвет. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, радости.

Оборудование:

Емкости для воды, подносы, ложечки, трубочки, губки, резиновые игрушки, палочки с колечками на конце, мыльный раствор, краски.

Предварительная работа:

Игры с водой «Тонет – не тонет»; «Бульбочки»; «Разноцветная вода».

Ход игровой деятельности :Раздается стук в дверь. Воспитатель:

— Ребята, к нам кто-то пришел. Кто же это? Открывает дверь, заходит Пятачок (мягкая игрушка).

— Здравствуй, Пятачок, ты к нам в гости пришел? Почему же ты грустный?

Пятачок:

— Здравствуйте, ребята, я шел к вам и нес много, много пузырей, но они все улетели и лопнули. У меня ничего не осталось.

Воспитатель:

— Не расстраивайся, Пятачок, наши ребята умеют делать пузыри. Ребята, поможем Пятачку? (Да).

Дети подходят к столу, на котором расставлены емкости с водой, губки, резиновые надувные игрушки. Проводится игра «Бульбочки»: дети топят в воду разные предметы, сжимают их, пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Воспитатель:

— Откуда появились пузырьки и куда исчезли?

После ответов детей делает обобщение: это выходит воздух: он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь воздух выйдет, пузырьки тоже перестанут подниматься.

Пятачок:

— Нет, у меня пузырьки были другие, разноцветные.

Воспитатель:

— Да, у нас в тазиках вода прозрачная, поэтому и пузырьки были бесцветные. Ребята, а как можно сделать воду разноцветной? (Добавить в нее краску).

Дети подходят к столу, на котором расставлены стаканы с прозрачной водой, емкости с краской, трубочки. Игра «Окрашивание воды».

Пятачок:

— Красивая вода у вас получилась! Спрашивает у детей: — У тебя какого цвета? А у тебя?- А где же пузырьки? Дети дуют в соломинки, выпускают много пузырей.

— Нет, мои пузыри были другие, они летали, а ваши летать не умеют!

Воспитатель:

— Что же делать, ребята? Давайте руки помоем, а потом подумаем, как можно помочь Пятачку. Все вместе идут мыть руки.

Воспитатель:

— Дети, хорошо намыливайте руки, покажите, у кого получились белые перчатки?

Воспитатель показывает свои намыленные руки.

— Посмотрите, у меня получился пузырь. Пятачок, такие пузыри у тебя были? Пятачок (радостно):

— Да, да, такие и они еще летали.

Воспитатель:

— Пойдемте, ребята, научим Пятачка пускать мыльные пузыри.

Подходят к столу, на котором емкость с мыльным раствором, палочки с колечками на конце.

Воспитатель выдувает мыльные пузыри через трубочку. Вместе с детьми рассматривают и рассуждают: почему увеличился в размере пузырь? (Туда проник воздух); откуда взялся воздух? (Я его выдохнула из себя); почему пузыри маленькие и большие? (Разное количество воздуха).

Воспитатель предлагает детям самим надуть мыльные пузыри, чтобы они летали.

Пятачок радуется вместе с ребятами, благодарит, что научили его делать красивые пузыри.

— Побегу домой, сделаю такие же пузыри и Вини-Пуха научу.

Воспитатель:

— Пятачок, мы тебе подарим мыльные пузыри. Вручает ему баночку с мыльным раствором.

Пятачок:

— Спасибо, ребята! Я так рад, что вы помогли мне. До свидания!

Пятачок уходит, дети играют с мыльными пузырями.

Опытно-экспериментальная деятельность

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста.

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования.

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования : 1. Постановка исследовательской задачи.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления. 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы.

7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материалов.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

1. Бусинки, пуговицы.

2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Винтики, гайки, шурупы.

7. Пробки.

8. Пух и перья.

10. Фотопленки.

11. Полиэтиленовые пакетики.

12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

13. Спилы дерева.

14. Вата, синтепон.

15. Деревянные катушки.

16. Киндер-сюрпризы

17. Глина, песок.

18. Вода и пищевые красители.

19. Бумага разных сортов.

Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)

Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т.д.).

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком» Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка» Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

1. «Чудесный мешочек» Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком» Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке» Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно» Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь

1. «Волшебные дощечки» Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий — тяжелый» Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»

Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства».

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь

1. «Горячо-холодно» Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек» Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды» Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Январь

1. «Игры с соломинкой» Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?» Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»

Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед» Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок» Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег» Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда» Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет» Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

1. «Плавает-тонет» Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства» Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука» Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет» Цель: развивать представление о весе предметов.

Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик» Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы» Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете» Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Май.

1. «Спрячь пуговку» Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки» Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины» Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Список использованной литературы

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». — Екатеринбург, 1995.

3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика — Синтез, 2007 (методическое пособие).

Экспериментирование в детском саду

«Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности»
С.Л. Рубинштейн

 

Как поддерживать интерес ребенка к природе, научить понимать и видеть связи между живыми организмами и неживой природой? Я считаю, что необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов.

Для меня очень важно научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.

В связи с чем, исследовательский метод обучения я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников.

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования.

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Эксперимент «Камни»

Эксперимент «Болты, гайки»

Эксперимент «Бусы»

Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что специально организованное исследование свойств и качеств жидких и твёрдых тел — это грандиозное открытие для детей и неиссякаемый источник новой информации.

Проводимая мною работа с детьми по элементарному экспериментированию, дала положительные результаты.

Дети активно проявляли познавательный интерес, который заметно возрастал с каждым днем.

Что, в свою очередь помогло детям усвоить весь материал.